русский | татарча |

Татарстан Җөмһүрияте Мөселманнарының
  Диния Нәзарәте

Реклама
Прокат авто в праге цены и скидки на прокат и аренду автомобилей в праге.

Высший Совет по делам Ислама
Министерство Вакуфов
АРЕ

Хаҗ һәм Гөмрә


(Паломничество и малое паломничество)

перевод Воронина А.
под редакцией д-ра Сомайи Афифи


ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ
КАИР
1994

Все суры из Корана взяты из издания на русском языке
в переводе акад. Крачковского И.Ю.,
издательство «Восточная Литература», Москва, 1963.

Содержание:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
«Аль-Хадж» (Паломничество)


Хадж - это величайший ежегодный конгресс. Аллах (хвала Ему Всевышнему) предписал каждому мусульма-нину, который в состоянии совершить паломничество, участвовать в этом конгрессе, хотя бы один раз в жиз-ни. Аллах говорит в Коране:

«А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему.»

(Сура: «Аль-'Имран»)

На этом ежегодном конгрессе обряд «хаджа» отличается от других основных столпов ислама, таких как, например, молитва, закят и пост. Это отличие состоит в том, что хадж - это обряд особого рода, характеризующийся именно единством «времени» и «места» его совершения. Для молитвы характерно лишь только единство времени выстаивания молитв, пост в свою очередь также отличается единством времени его соблюдения, то есть оба эти обряда отличаются един-ством времени их совершения. Мусульмане во всём мире могут молиться и соблюдать пост в тех местах, где они находятся. То же самое относится к закяту.
Но хадж отличается единством времени его совершения в известные месяцы, упомянутые в Коране, а также единством места, так как гости Аллаха совершают обряды хаджа в известном и определённом месте между Арафатом и Каабой, - Священным домом, проходя по «Мине», «Муздалафе» и «Заповедному памятнику».
Благодаря этой характерной особенности хаджа каждый год мусульмане имеют удобную возможность знакомиться с положением и условиями в своей исламской нации и претворять в жизнь на этой многолюдной встрече слова Аллаха (хвала Ему Всевышнему) :

«И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им.»
( Сура: «Аль-Хадж»)

Польза людей в хадже - это очищение от грехов, и как говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто совершил хадж и не совершил ни совокупления с женщиной, ни распутства, стал как новорождённый.»
Благо нации требует, чтобы руководители хорошо изучили ее настоящее положение, и положение, к которому нужно стремиться, а также определили цели и способы достижения такого достойного положения, что-бы исламская нация играла свою роль, предписанную ей Аллахом (хвала Ему), когда Он оказал ей честь вручить последние совершенствования религии. Этой нации было суждено стать лучшей нацией среди людей.
Высший Совет по Исламским делам в Арабской Республике Египет, представляя мусульманским братьям в Советском Союзе эту книгу о хадже, просит Аллаха принять их благочестивый хадж и благодеяние.
Да поможет нам Аллах!

Во имя Аллаха милостивого и милосердного!
« А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии
совершить путь к нему.»

Священный Коран, Сура «Семейство 'Имрана», айят 97.

Провозгласил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто совершил хадж, и не сквернословил, и не распутствовал - тот очищается от грехов своих словно в день, когда был рожден матерью его.» И еще он говорил: «За благочестивый хадж нет иной награды, кроме рая.»
 

Введение

Хвала Аллаху, мир и благословление Пророку и последователям его!
В айятах « Аль-Хадж» большинство читателей Книги Аллаха обратят внимание на точное указание на то, что хадж является обязательным и не подлежащим сомнению одним из пяти столпов Ислама, которые изложил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Свидетельствование, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед Пророк Аллаха..., молитва..., уплата Закята..., соблюдение поста в месяц Рамадан... и совершение хаджа к Дому Аллаха.» Однако это благочестивое дело, о котором мы ведём речь, занимает в Коране место, далёкое от первых предписаний . О нем речь в следующих словах : «И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины.» (Священный Коран, Сура « Аль-Хадж», айят 27.)
Самые видные улемы (ученые-богословы) недоумевали по поводу тайны Аллаха, содержащейся в этом айяте - как состоится этот приход людей со всех сторон, когда из Священной Мечети раздается голос, зовущий людей к паломничеству. Но это недоумение длилось недолго. Их вера в Аллаха осветила эту и другие тайны в любом трудном месте Корана. Если силы человека имеют границы, то могущество Аллаха беспредельно. И если голос обычного человека не распространяется дальше одной мили, то нет причин сомневаться в том, что Аллах может исполнить то, что Он захочет. Улемы так уяснили себе смысл этих слов - Аллах сказал Аврааму:
«И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины.» (Священный Коран, Сура « Аль-Хадж», айят 27.)
Авраам воскликнул: «О, если бы голос мой мог разнестись по всему свету!» И ответил ему Аллах: «Твое дело призвать, а я донесу твой призыв туда, куда захочу, хоть до пределов земли!!!»
Если бы Авраам не сказал бы об этом, то этот же смысл был бы понятен из текста Священного Айята. Аллах знает слабость людей, неспособность голоса их быть слышным далее определенных границ. Он не хотел поручать Аврааму какого-либо невыполнимого дела, но хотел, чтобы голос его стал средством для донесения призыва Аллаха до тех, кому нужно.
Здесь Священная Книга в своих строчках содержит указание всем разумным на необходимость свершения благочестивого дела. Это благочестивое дело поспешить оставить свой дом и посетить Дом Божий. И паломник воистину спешит, ибо услышал призыв из мира неведомого, призыв, который не был начертан чернилами на бумаге, но был послан Аллахом с любовью. Это был призыв к его совести, и приходят в возбуждение чувства паломника, волнуется его сердце, и не может он не поспешить и не откликнуться на зов Господа своего. Вот мудрый смысл этой готовности откликнуться, с которой каждый паломник возвышает свой голос: «Вот я перед тобой, о Боже! Вот я перед тобой! Нет равного Тебе, слава и милость Тебе! Власть принадлежит Тебе! Нет равного Тебе!». Воззвал Господь его, и в знак ответа на призыв он говорит: «Вот я перед тобой!».
Прекрасно определение этого смысла. Каждый паломник должен совершить то, что предписано ему, ибо воззвал к нему Аллах его - Господь всего сущего, чтобы пришел он к Нему. И паломник должен знать, что для него этот призыв является честью, выше и священней которой нет ничего. И претворение этого призыва также является честью Аллаха, дающей ему ореол почета и уважения.
Паломник должен подготовить себя, свою совесть, внушить самому себе величие предстоящего ему дела, ибо он идет к Господину Дома, а не просто в дом. Направившийся в Дом Божий увидит его стены, покровы на его опорах. Направившийся туда с намерением приближения к Аллаху удостаивается чести чувствовать величие Господа. Поэтому каждый паломник уже при входе на Священную Землю обязан усиленно контролировать свои мысли и желания. Его мысли должны соответствовать святости места, в пределы которого он вступил. Но если он осквернил Святыни, к которым его призвал Аллах, то да падет позор на его голову и будет он отлучен. Для предостережения против этого мы приводим следующие слова Аллаха: «И если кто пожелает там отступничества по несправедлисти, Мы ему дадим вкусить болезненное наказание » (Священный Коран, Сура « Аль-Хадж», айят 26.).
Обычно Аллах, да восславится Он, наказывает за совершенные прегрешения. Но нет кары за просто намерение или желание. Однако Он объявил нам о святости и неприкосновенности Дома Его и решил, что наказанию подлежит даже желание совершить грех, если оно появилось в Доме Его. Нельзя, чтобы душа человека в присутствии Аллаха была занята чем-либо другим, кроме Аллаха. В душе лежит воля. И если ты думаешь о другом, а не о том, что нужно Аллаху, то ты отходишь от Него. А это проступок, за который совершивший его, подвергается тяжкому наказанию.
Брат мой паломник! Вот что приличествует нам в момент посещения Дома Господа нашего. Что касается предписаний, относящихся подробно к обрядам паломничества и порядку исполнения священного долга, то они изложены для тебя в этой брошюре. Мы молим Аллаха, чтобы Он пришел и очистил твою душу для прославления Дома Его, дабы воссияло величие Его. Мы молим Аллаха, чтобы Он подвигнул тебя на исполнение обрядов паломничества в соответствии с требованиями, чтобы проникся ты божественным снаружи и изнутри, в том, что сокровенно, и в том, что открыто в тебе. И вернешься ты благополучно, с миром, неся отпущение грехов от Аллаха твоего и Его защиту. Мир тебе, милость Аллаха и благословение Его.

Понятие хаджа и умры в языке и в Шариате.

  1. В языке слово «хадж» означает цель. Говоря «совершил хадж, паломничество», имеют в виду цель.
    В Шариате слово «хадж» означает посещение Каабы в Священном Доме Аллаха (в неприкосновенной мечети) для совершения обрядов, предписанных Аллахом, речь о которых пойдет ниже, если пожелает Аллах.
  2. В языке слово «умра» взято из глагола «и'ата-мара», что означает совершить паломничество в Мекку в любое время года, кроме 8-го, 9-го и 10-го числа месяца «Зу-ль-хиджжа».
Смысл слова «умра» в Шариате означает посещение Священного Дома (неприкосновенной мечети) и приближение к Аллаху с определенными условиями, о которых речь также пойдет ниже, если пожелает Аллах.
Далее разговор пойдет о различиях между хаджем и умрой.

Предписания хаджа и умры.

1. Хадж является обязательным предписанием, зафиксированным в Священном Коране и в Благородной Сунне:
а) Коран гласит следующее:
«А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему.» (Священный Коран, Сура «Семейство 'Имрана», айят 97). Это означает, что Аллах сделал хадж обязанностью, которую должны соблюдать люди и от которой не освобождается никто, способный осилить дорогу к Дому.
б) Сунна также свидетельствует, как поведал Ибн Аббас, ссылаясь на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорившего в проповеди; «О люди! Вам предписано совершать хадж, так совершите его.» Далее Ибн Аббас рассказывает, что встал Аль-Акраа Бен Хабис и спросил: «А каждый ли год, о Пророк?» На это Пророк, мир ему, ответил: «Если я скажу так, то это будет обязательно, но вы не в состоянии так совершить хадж. Совершите хадж однажды. Если же кто-то совершит хадж еще раз, то это его добровольное дело». И продолжил, мир ему: «Вам предписано совершать хадж.» Это означает, что вы должны совершить хадж.
2. В проповеди Пророка, о которой поведал нам Ибн Аббас, говорится, что хадж совершается всего один раз в жизни. (Если человек дал обет Аллаху совершить хадж, то он сам себя обязал и должен выполнить обет). Но если человек совершает еще один хадж, то уже добровольно. И в этом сходятся мнения многих улемов.
3. Что касается умры, то часть улемов считает, что она желательна, но не обязательна. Абу Харира рассказывал о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал; «Хадж обязателен, а умра - дело добровольное.» Когда один кочевник-бедуин спросил его: «О, Пророк, ответь мне, является ли умра обязательной?», Пророк, мир ему, сказал: «Нет, но если ты совершишь умру, то это принесет тебе благо.». Таким образом, умра не обязательна, но ее совершение есть приближение к Аллаху, и поэтому она - благо для добровольно совершающего ее, и ему воздается за это.
Другая часть улемов утверждает, что умра обязательна. Джабер Бен Абдалла приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И хадж, и умра - обязательны». Он же приводит слова Айши, которая спросила: «О, Пророк, скажи, должны ли женщины воевать за веру?» И он ответил: «Да, должны, но не убивая, а совершая хадж и умру».
4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на необходимость поторопиться с выполнением этого долга - совершения хаджа. Он говорил: «Кто пожелал совершить хадж, пусть поторопится, ибо он сможет заболеть, верблюдица может заблудиться, либо возникнет какая-либо другая забота». Другими словами, человек не знает, что может случиться с ним в будущем. Здорового может поразить недуг, который не позволит ему совершить хадж, богатый может разориться, хозяин может потерять свою верблюдицу и не найдет на чем совершить хадж.

Кто может совершать хадж?

1. Хадж должен совершать каждый мусульманин, достигший совершеннолетия и находящийся в здравом уме. Не может совершать хадж не мусульманин, мальчик, либо душевнобольной. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Речь не идет о трех: о спящем, пока он не проснется, о мальчике, пока он не станет взрослым и о слабоумном, пока не вернется разум его».
2. Выполнение этого долга обуславливается также способностью осилить дорогу, как было сказано об этом Аллахом:
«А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему».
(Священный Коран, Сура «Семейство 'Имрана, айят 97)
Улемы толкуют эту способность, как наличие запаса пищи и верблюда. Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили однажды о значении слов «путь туда». Он ответил: «Путь туда - это запас пищи и верблюдица.». Каждый житель дальних мест, нашедший себе верблюда, который довезет его к Дому Аллаха, и запас пищи, достаточный для прокорма его до возвращения его домой, должен совершить хадж. Что касается жителей Мекки и ее, окрестностей, то они легко могут добраться до места совершения обрядов хаджа.
Транспортные средства в наше время стали более быстрыми и удобными, такие как корабли, поезда и самолеты. Они обеспечены разнообразной пищей, что освобождает путешествующего от необходимости везти с собой провизии. Паломник найдет теперь в Мекке, в Медине и в местах совершения обрядов все, что он захочет, любую еду и в полном достатке. Поэтому мы можем дополнить понятие «в состоянии совершить путь туда» новым элементом - кто нашел количество денег, достаточное для поездки и покупки пищи вплоть до возвращения домой, а также достаточное для семьи, которую он обеспечивает дома.
3. Как говорилось выше, мальчик не должен совершать хадж. Однако, если он совершил хадж вместе с родственником - независимо от того, сознавал он это или нет - хадж считается совершенным. Но это не освобождает его от священного долга совершить еще один хадж по достижении совершеннолетия, о чем говорил Ибн Аббас: «Если мальчик совершил хадж вместе с родственником, то, став взрослым, он должен совершить хадж еще раз.»
Если мальчик совсем маленький и не сознает еще происходящего вокруг него, то его родственник за него надевает ихрам при вступлении на Священную Землю и за него произносит слова: «Вот я перед тобой Аллах», а также бросает камни. Джабер Бен Абдалла рассказывал: «Мы с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, совершали хадж. С нами были женщины и дети, так мы за детей сказали: «Вот я перед тобой Аллах» и бросали камни.
4. При совершении хаджа женщиной к ранее упомянутым условиям добавляется еще одно - часть улемов говорят об этом категорично - ее должен сопровождать муж или один из ее родственников мужского пола, за которого она не может выйти эамуж, например, сын или брат. Иначе она не должна совершать хадж. Другая часть улемов утверждает, что хадж обязателен для женщин независимо от того, есть ли с нею муж или другой родственник ( мужчина ).
5. Если человек умер, не совершив обязательного хаджа, либо, дав обет совершить хадж, не выполнил его, то один из его родственников должен сделать это за него и за его деньги. Если человек почему-либо не в состоянии сам выполнить хадж или обет за умершего, он должен за счет умершего снарядить кого-либо, чтобы совершить хадж за умершего.
6. Старый и немощный человек, либо больной, тяжелой и неизлечимой болезнью, неспособный совершить обязательный хадж, либо хадж по обету, должен поручить кому-либо выполнить этот долг за него.
Обусловлено, что человек, совершающий хадж за кого-то, уже совершил его и за себя раньше.

Сроки совершения хаджа и умры.

Сроки - это строго определенное время. Сроки хаджа определены периодом, в котором выполняются обряды хаджа. Сроки могут также определяться временем и местом, т.е. имеют два значения, одно из которых касается мест, являющихся священными для паломников во время хаджа и умры. Поэтому существуют два вида сроков:
1. по времени, временные сроки;
2. по месту (« микат»).
Рассмотрим по порядку каждый из них:
1. Сроки по времени - это сроки, определенные Аллахом для совершения обрядов хаджа. Аллах сказал, да восславится Он: «Хадж - известные месяцы.» Это следующие месяцы - «Шавваль» (десятый месяц лунного календаря), «Зу-ль-Киада» (одиннадцатый месяц) и «Зу-ль-Хйджжа» (двенадцатый месяц). Некоторые улемы говорят, что время совершения хаджа не включает в себя первые десять дней месяца «Зу-ль-Хйджжа».
Из слов Аллаха: «Хадж - известные месяцы» следует, что не будет правильным совершать хадж ранее этих месяцев, т.е. до наступления месяца «Шавваль». Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Совершение хаджа до наступления этих известных месяцев неверно.» То же самое было сказано в других словах: «Нельзя надевать «ихрам» для хаджа кроме как в месяцы его, а из суры «Хадж» следует, что хадж запрещен во всякое время, кроме этих известных месяцев.
Что касается умры, то для нее нет определенных сроков, и ее можно совершать в течение всего года, как в месяцы хаджа, так и в другие. В этом одно из различий между хаджем и умрой. Поэтому ты можешь, читатель, совершить умру в любой месяц. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал умру и в «Шавваль», и в «Зу-ль-Киада». Он говорил, мир ему:«Умра в месяц «Рамадан» приравнивается к хаджу», т.е. она только приравнивается к этому благочестивому делу, но не заменяет его и не освобождает от хаджа.
2. Сроки по месту («микат»)
Аллах, хвала ему, пожелал, чтобы паломники, прибывающие в Мекку для хаджа или умры, входили в Дом Его (в неприкосновенную мечеть) только после того, как возвеличили Его святость и проявили уважение к Нему. Он определил для них места далеко за пределами Мекки, приказав паломникам в этих местах изменить свое внутреннее и внешнее состояние, стать набожными и благочестивыми в помыслах и настроить себя подобающим образом для свершения обрядов, посвященных Аллаху.
Эти, определенные для таких целей места, называются «микат», т.е. местом, где в какой-то период времени, в какие-то сроки человек готовит себя к вступлению на Священную Землю.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам обозначил и назвал эти места южнее, восточнее и севернее Мекки. Это следующие места, т.е. «микаты»:
  • «Зу-ль-Халйфа» - расположено в 450км. севернее Мекки и является «микатом», куда прибывают жители Медины и стран, находящихся на север от нее;
  • «Аль-Джухфа» - деревня северо-западнее Мек -ки. Пророк, мир ему, определил ее как «микат» для жителей Сирии и стран, соседних с нею. Сама эта де-ревня была давным давно разрушена и вместо нее стала «микатом» деревня «Рабиг», где собираются паломники из Сирии, Египта и стран на север от них, т.е. Турции, Балканских стран и т.д. Кроме того здесь «микат» для паломников из стран западнее Египта -Ливии, Туниса, Алжира, Марокко и т.д.;
  • «Яльмалям» - гора в двух стадиях южнее Мекки. Ее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил как «микат» для жителей Йемена. И сейчас это место для них, а также соседних с ними стран на юг от Йемена;
  • «Карн-аль-Маназиль» - гора на восток от Мекки, являющаяся »микатом» для жителей Неджда и соседних с ним территорий, а также стран, расположенных на восток от этой горы. Каждый из жителей стран, указанных Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, или из жителей других мест, проезжающий сушей или морем через эти «микаты» или через территории, лежащие на линии этих «микатов», должен знать, что они являются священными, и ему нельзя появляться там или пересекать эти территории на одной линии с «микатами» без ихрама.
Для жителей территорий, находящихся между указанными «микатами» и Меккой, в качестве таких «микатов» служит их место жительства. Жители самой Мекки одевают ихрам для хаджа в своих жилищах. Если же они одевают ихрам для умры, то они должны для этого удалиться от Мекки, Священной Мечети (неприкосновенной мечети) и других святынь на расстояние 10 миль. В старину арабы определяли границы Священной территории с помощью белых флагов, чтобы люди знали эти границы. Территория, находившаяся за линией этих белых флагов в сторону Мекки, являлась священной и находилась под запретом для обычных людей. Вступивший на нее был в безопасности. Территория по другую сторону линии белых флагов была обычной, где разрешалось пребывание обычных людей, и, выходивший за эту линию, покидал Священную Землю. Люди, прибывшие из дальних мест и пересекшие эти границы в Мекке, оказывались на Священной Земле.

Выражения и слова, имеющие большое значение.

Во время хаджа произносятся слова и выражения, имеющие большое значение и относящиеся к обрядам хаджа. Например: «аль-Ихрам», «аль-Ифрад», «аль-Киран» и «ат-Таматтуа». Видимо, будет полезным разъяснить смысл этих слов в какой-то степени до того, как мы подробно остановимся на процедуре выполнения обрядов хаджа:
1. «Ихрам» - это слово происходит от «хурм», означающее запрет чего-либо, воздержание от делания запретного. Так, запрещено женщине молиться в период менструации, и она должна воздерживаться делать это.
Итак «хурм» - воздержание, отказ. Запретное является антонимом, противоположным разрешенному, а запрет - разрешению. Говорится, что человек ахрама, если он начал дело и в ходе его, воздерживается от того, что ему было позволено.
С началом действий по выполнению всех обрядов хаджа или умры вступает в силу согласно Шариату запрет на действия, разрешенные за пределами Священной Земли, например, охота или использование духов и благовоний. Про тех, кто это делает, говорится: «Человек «ахрама», ибо он вступил на Землю Святынь, прекращает то, что было позволено ему до этого».
В книге «Аль-Мисбах аль-Мунир» сказано: «Грех тому, кто намереваясь приступить к хаджу или умре, сделал это в чем-либо запрещенном для этого, но что было позволено ему ранее».
Позднее будет дана формула «ихрама» и его предписания.
2. «Ифрад», «Киран» и « Таматтуа». Для того, чтобы читатель легче смог понять смысл этих слов, лучше кратко изложить суть действий во время умры и во время хаджа.
Действия во время умры следующие: «ихрам», обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва, бритье или стрижка волос. На этом умра оканчивается вместе с «ихрам», и человек получает позволение на все, что было греховным и запретным для него во время «ихрама».
Во время хаджа действия следующие: «ихрам» (т.е. принятие на себя всех запретов, надевание специальной одежды для хаджа - «ихрама» и вступление на Священную Землю), обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва. К этому еще добавляется стояние на горе Арафат в девятый день месяца «Зу-ль-Хйджжа», бросание камней в день жертвоприношений, т.е. в десятый день этого месяца. Есть и другие действия, которые будут рассмотрены ниже, если пожелает Аллах.
Различия между хаджем и умрой :
Из вышесказанного следует, что действия во время умры такие же, как и во время хаджа. Однако во время хаджа к ним прибавляются стояние на горе Арафат и так далее. Также выясняется, что человек, совершающий умру после обхода Каабы, бега между холмами, бритья или стрижки волос, заканчивает обряды и получает позволение пользоваться тем, что было ему запрещенным.Но человек, совершающий хадж, после бега между холмами еще не завершает своих обрядов. Он еще остается под действием запретов до тех пор, пока не отстоит на горе Арафат и не исполнит обрядов десятого дня «Зу-ль-Хйджжа». И только после этого он получает позволение на то, что было ему запрещено.
Как уже говорилось ранее, умра может совершаться круглый год, как в месяцы хаджа, так и в другие. Если человек совершает умру не в месяцы хаджа, то на него ложится милость и благодать Аллаха. Однако, если он прибыл в Мекку в месяцы хаджа, - «Шавваль», «Зу-ль-Киада» и «Зу-ль-Хйджжа», либо в первые 10 дней последнего месяца, - и хочет совершить хадж, то может ли он сделать это без совершения умры? Или сделать и то и другое? Как он может преуспеть в этом? Для этого он должен сделать следующее:
  • Вступить на Священную Землю из своего «миката», затем обойти Каабу, пробежать между холмами Сафа и Марва. Он продолжает еще оставаться под действием запретов до тех пор, пока в 8-й день «Яум ат-Тарвия» не пойдет в г. Мина, после чего он должен отстоять на горе Арафат, выполнить обряды жертвоприношения. Но освобождается от запретов он только после обхода Каабы в день жертвоприношения. После всего этого он может завершить остальные обряды умры, если пожелает совершить ее.
    Тот, кто намеревается совершить только хадж должен сказать «Ифрад» (отдельно, т.е. один хадж). Такой паломник, выбравший «Ифрад», называется «Муфрад»,т.е. «отдельный».
  • Желающий совершить одновременно и хадж, и умру объединяет их в один «ихрам», после чего делает все, что положено при совершении хаджа, и этого достаточно и для хаджа, и для умры.
    Соединение хаджа и умры в одном «ихраме» называется «киран», а человек, совершающий их, называется, таким образом, «карин», т.е. соединяющий.
    Из вышесказанного следует, что нет различия между действиями хаджа, совершаемого отдельно, и действиями хаджа в соединении с умрой, т.е. между «муфрадом» и «карином», за исключением момента объявления намерения, т.е. выбора «ихрама». «Муфрад» выбирает «ихрам» только для хаджа, а «карин» объединяет «ихрам» для хаджа и для умры.
  • Другим способом совершения хаджа и умры является следующее: сначала «карин» возлагает на себя запреты, касающиеся только умры, после чего выполняет ее обряды и освобождается от этих запретов, пользуясь всем, что было ему запрещено во время умры до наступления 8-го дня «Зу-ль-Хйджжа». Тогда он возлагает на себя запреты, касающиеся хаджа и выполняет все его обряды. После этого он освобождается от запретов и получает очищение.
    Кто делает так, тот называется «мутаматтия», а само совершение умры и хаджа подобным образом называют «таматтуа». То есть, это человек, совершающий умру в месяцы хаджа и затем в тот же год, надевающий ихрам для совершения хаджа. Условие «таматтуа» во время умры не приносить жертву Каабе (Жертвенные животные для Каабы - верблюд, корова или овца).

Действия при совершении хаджа и умры.

Во время хаджа и умры есть следующие действия :
  1. «Ихрам» (принятие на себя определенных запретов, надевание особой одежды и вступление на Священную Землю);
  2. «Тальбия» (произнесение слов «Вот я перед Тобой»);
  3. «Таваф» (обход вокруг Каабы);
  4. бег между холмами Сафа и Марва;
  5. бритье или стрижка волос для совершающего умру;
  6. выход из Мекки в 8-й день «Зу-ль-Хйджжа» для проведения ночи в г. Мина.
  7. стояние на горе Арафат;
  8. проведение ночи на горе Маздальфа и стояние в «Машар апь-харам» (при заповедном памятнике, т.е. на горе Маздальфа);
  9. действия в день Жертвоприношения (бросание камней, закалывайте жертвенного животного, бритье или стрижка волос, первое очищение, обход Каабы -«Таваф аль-Ифада»);
  10. возвращение в город Мина для проведения там ночи и бросания камней.
Предлагаем тебе, читатель, краткое разъяснение всех этих действий.
 
1. «Ихрам»:
  • Смысл его, как уже говорилось, заключается в начинании действий по совершению хаджа или умры и их обрядов;
  • Виды «ихрама», «Ихрам» касается не только совершающего один хадж, т.е. «муфрада», но и объединяющему хадж и умру, т.е. «карину», а также к совершающему умру. Отсюда и столько видов «ихрама». Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Мы вышли вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в год прощального хаджа. Среди нас были те, кто намеревался совершить умру, а также, кто намеревался совершить и хадж, и умру, и еще тот, кто намеревался совершить хадж...»
  • Законы «ихрама» - человек должен совершить омовение вблизи «миката» или рядом с ним, полить себя духами, а затем молиться с двумя ракатами (коленопреклонениями). Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, затем одел свою обычную одежду и, пришедши в « Зу-ль-Халйфа», являющуюся «микатом» для жителей Медины, молился с двумя ракатами. Затем он сел на своего верблюда и, направившись в пустыню, начал совершать хадж. Айша также рассказывала: «Я надушила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, духами, наиболее подходящими ему перед «ихрамом», после чего он начал «ихрам».
    Менструации и послеродовое кровотечение у женщин не запрещает им «ихрам», хотя и запрещает молиться и соблюдать пост. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщины во время послеродового и месячных кровотечений совершают омовение и вступают на Святую Землю, чтобы выполнить все обряды, кроме обхода Каабы». Женщины, не имеющие месячных и послеродового кровотечения, пользуются преимуществом выполнения всех обрядов хаджа, в которые входит и обход Каабы.
  • Как приходит «ихрам»: человек освобождается от своей одежды и надевает на себя то, что предписал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть каждый из вас, вступая на Священную Землю, наденет «изар» (полотно, кусок ткани, оборачиваемый вокруг нижней части тела), «рида» (кусок ткани, оборачиваемый вокруг верхней части тела, исключая голову) и «на'али» (то, что предохраняет стопу ноги от земли, род сандалей). Для головы никакого покрытия не упоминается. Если не найдется «изара» из-за отсутствия такового на рынке или денег на его покупку, то вместо него можно надеть шаровары. Если нет «на-'лы», то можно надеть туфли, предварительно оторвав от них задники до самых носков так, чтобы были открытыми пятки, т.е. выдающиеся назад самые нижние части голени и стопы ног.
    Женщина может вступить в «ихрам» в ее обычной одежде, но, чтобы все тело ее не было открытым, кроме лица и ладоней. Человек готовит свою совесть для этих обрядов, к которым стремится и укрепляется в своем намерении. Когда он хочет совершить хадж, он говорит: «Вот я перед Тобой с хаджем». Если же он хочет совершить хадж и умру, то говорит: « Вот я перед Тобой и с хаджем, и умрой». А если он хочет совершить умру, - говорит: Вот я перед Тобой с умрой». Он либо говорит это вслух, либо намеревается в душе своей. Как говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Действия совершаются с помощью намерения совершить их». И только потом человек громко заявляет: « Вот я перед Тобой!».
  • Запреты во время «ихрама»: мужчине, намеревающемуся вступить в Мекку, запрещается надевать на себя любую одежду, пошитую полностью или частично, либо скроенную по размерам его тела или части его - такую как рубашка, халат, перчатки и носки, чалма и другие виды головных уборов типа фески, шапки, капюшона, колпака и т.п. (шаровары можно тому, кто не нашел «изар»). Также запрещается любой «изар» или «рида», окрашенные полностью или частично красителями из желтого дерева или шафрана, либо другими красителями, подобными этим и имеющими приятный и ароматный запах
    Женщина может одевать ту одежду и украшения, которые ей нравятся, но должна воздержаться от перчаток. Лицо она не должна закрывать тем, чем привыкла - покрывалом с вуалью, чадрой. А также пусть избегает одежды, окрашенной полностью или частично из желтого дерева или шафрана, либо другими подобными красителями, имеющими приятный запах.
    К другим запретам «ихрама» относится использование духов для одежды и тела, остригание ногтей, либо удаление волос с любой части тела, устройство свадьбы как своей, так и чужой.
    Во время «ихрама» также есть и другие запреты. Аллах, да возвысится он, говорил:
    «Хадж - известные месяцы, а кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа.» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» («Корова»), айят 197).
    1. К приближению к женщине относятся половые сношения, поцелуй, разговор об этих предметах с мужчинами, прелюбодеяние - все это является во время хаджа грехом перед Аллахом, да восславится он. К этому же относится ругань, обмен позорными кличками, споры. И те, кто стремится к этому - лицемеры с изменчивыми сердцами.
    Имеются и другие запреты, заключенные в словах Аллаха: «Запрещена вам охота на суше пока вы в хараме» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» («Корова»), айят 96), т.е. пока вы находитесь на Священной Земле. Это запрещение касается как охоты самим паломником, так и участия в ней с другими лицами, а также отдачи приказа охотиться кому-либо другому. Этот запрет включает в себя и убитую на охоте дичь, которую паломник во время «ихрама» не должен ни покупать, ни принимать в подарок. Он не должен также употреблять в пищу дичь, убитую им самим, либо с его участием, либо убитую для него кем-то другим. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил паломнику во время «ихрама» убивать: ворона, коршуна, скорпиона, мышь, злую или бешеную собаку. Улемы добавляют к этому перечню льва, тигра, волка и змею.
2. Один из обрядов - «Тальбия» - (произнесение слов: «Лабайка!, Лабайка!», т.е. «Вот я перед Тобой!»).
Если человек вознамерился совершить хадж, то независимо от того, заявил ли он об этом громко или нет, он встает перед таким обрядом, как «тальбия», т.е. произнесением слов «Вот я перед Тобой, о Боже, вот я перед Тобой! Нет Тебе равного! Слава и Милость Тебе! Власть принадлежит Тебе!»
Эту формулу произносил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И нет ничего плохого, если .человек добавит к этой формуле от себя то, что возвеличит Аллаха, Его дело, славу и милость.
Предпочтительно произносить эту формулу громко, во всеуслышание. Говорил Пророк, мир ему: «Явился мне Гавраил (Джабраил) и сказал - иди к своим людям и скажи, чтобы они возвысили голос при «тальбии», ибо это один из обрядов хаджа».
«Тальбия» продолжается с момента вступления в Мекку для совершения умры вплоть до вступления в Священную Мечеть (неприкосновенную мечеть) и прикасания рукой к Черному камню. Человек, вступивший в Мекку для хаджа, продолжает «тальбию» до того, как он окончил бросать камни в день жертвоприношения.
3. Обход вокруг Каабы.
Выполняющий обряды, должен совершить омовение перед тем, как войти в Мекку. Если он вошел в нее чистым, то может пройти через Священную Мечеть (неприкосновенную мечеть) и, поднимая свои глаза на Каабу, он говорит: « О Боже! Ты - мир, и от Тебя исходит мир, и Господь, дай нам жить с миром!» Приближаясь к Каабе и становясь перед Черным камнем, он может целовать его, или может лишь прикоснуться рукой к нему и целовать свою руку, или стоять перед ним, поворачивая лицо и протягивая руки к нему так, чтобы Кааба была слева от него. Затем он начинает обход Каабы от Черного камня и возвращается к нему же. И так семь раз: три раза бегом и четыре последних - обычным шагом, прикасаясь каждый раз к Черному камню и к Йеменской колонне. Если трудно целовать Черный камень, то можно только прикасаться к нему и к тому, что перед ним. И перед каждой опорой поворачивать к нему лицо, поднимать руки и восклицать: «Аллаху Акбар!» (« Аллах велик!»).
Желательно, чтобы паломник во время обхода Каабы упоминал Аллаха и восхвалял Его, как он хочет, а также молился, чтобы Аллах благословил Пророка и приветствовал, а затем паломник может просить у Аллаха милости, какой ему нужно, для себя или для других.
Женщинам сразу после родов и во время месячных нельзя совершать обход Каабы. Известно, что Айша, да будет доволен ею Аллах, плакала, когда Пророк, мир ему, узнав о месячных у нее, запретил ей обход Каабы и» сказал: «Это Аллах предписал дочерям Адама и запретил им во время хаджа обход Каабы, пока они не совершат омовение после окончания месячных».
Также желательно, чтобы паломник во время обхода завернулся в «рида» (верхнюю накидку), держа один конец ее под правой рукой, а второй, - закинув на левое плечо так, чтобы правое его плечо было открытым, а левое - закрытым.
Паломник, имеющий уважительную причину, может совершать обход Каабы верхом на чем-либо или на руках у кого-либо.
После совершения обхода Каабы паломник идет на место Авраама. Аллах, да возвеличится Он, сказал по этому поводу:
«И возьмите себе место Ибрахима местом моления» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» («Корова»), айят 125).
Затем он направляется к Каабе, останавливается между нею и местом Авраама и молится с двумя ракатами, каждый раз читая «Фатиху» (суру, открывающую Священный Коран), добавляя в первый раз: «Скажи: Он - Аллах един!», а во второй раз добавляя:
«Скажи: «О вы неверные !
я не стану поклоняться тому, чему вы
будете поклоняться,
и вы не поклоняйтесь тому, чему
я буду поклоняться,
и я не поклонюсь тому, чему вы
поклонялись,
и вы не поклоняетесь тому, чему я буду
поклоняться !
У вас - ваша вера, и у меня - моя вера !»
(Священный Коран, Сура «Аль-Кафирун» («Неверные»))
4. Бег между холмами Сафа и Марва.
После вышесказанного паломник направляется для совершения бега между холмами Сафа и Марва. Это два возвышенных скалистых холма. Когда паломник приближается к Сафа, он читает слова Аллаха: «Воистину, Сафа и Марва - один из обрядов, посвященных Аллаху!» Затем он поднимается на холм до тех пор, пока не станет видна Кааба, и поворачивается к ней лицом, вздымая руки, славя Аллаха и прося у него милости, какой ему нужно. После этого паломник спускается с Сафа и направляется к холму Марва обычным шагом, пока не достигнет середины пути между холмами. Здесь ему говорят - беги! - и он пробегает среднюю часть расстояния, а перед самой Марвой переходит на обычный шаг, поднимается на холм и снова делает то же самое, что и на Сафа.
Этот бег совершается семь раз - первый начинается с Сафы и заканчивается на Марве, второй начинается на Марве и заканчивается на Сафе, и так далее, до тех пор, пока последний не окончится у Марвы.Таким образом паломник пробегает каждый раз среднюю часть пути, переходя на обычный шаг перед холмами и сразу после спуска с них. И каждый раз он, если в состоянии, поднимается на Сафу и Марву и просит у Аллаха милости, которой ему нужно.
Бегущий паломник, если устал, то может делать передышку перед каждым новым разом. Те же, у кого есть уважительные причины, могут делать это верхом на чем-либо.
5. Бритье или стрижка волос для совершающего умру.
После бега между холмами положение паломника может быть различным в силу его состояния. Если паломник совершает только хадж, либо хадж и умру, то он остается в своем «ихраме», т.е. в своем состоянии до окончания обряда.
Но если паломник вступил в Мекку для совершения умры и принял «ихрам» для этой цели, то он уже не может в этом состоянии совершать хадж ,т.е. пока он в этом же «ихраме». Он должен побрить или остричь волосы, и на этом его умра завершается, как и его «ихрам», т.е. запреты, и он может делать то, что ему было до этого запрещено. После этого по приближении срока хаджа, он может принять «ихрам» для этой цели. И бритье, и стрижка волос предписаны одинаково и не имеют какого-либо предпочтения друг перед другом. Все, касающееся бритья, относится к мужчинам. Женщинам же предписана только стрижка в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Женщины не должны брить волосы, а только постригать их».
Тому же, кто пожелает после совершения умры совершить и хадж, (т.е. изменить свой «ихрам»), надлежит сделать посильное приношение. Аллах сказал:
«Тому, кто пользуется посещением для хаджа, тому - то из жертвенных животных, что легко».
(Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» («Корова»), айят 196)
Другими словами, паломник должен принести посильную для него жертву, самое лучшее - верблюдицу, среднее - корову, самое меньшее - овцу. Порядок жертвоприношения будет пояснен ниже, если пожелает Аллах.
6. Выход из Мекки в «Яум-ат-Тарвия» (в 8-й день «Зу-ль-Хиджжа») и проведение ночи в г. Мина. («Яум-ат-Тарвия» - назван так потому, что паломники собирали в этот день воду для питья в г. Мина)
Когда паломник, совершающий умру, заканчивает ее обряды и желает продолжить, но уже в качестве паломника, совершающего хадж, он остается, как позволяет ему Аллах, до 8-го дня «Зу-ль-Хиджжа», т.е. до «Яум-ат-Тарвия» и надевает «ихрам» уже для хаджа. Он выходит вместе со всеми, кто перевел умру в хадж и с теми, кто совершает один хадж, из Мекки и направляется в г. Мина. Там они выстаивают молитвы «зухр», «аср», «магреб» и «а'аша» и ночуют. На 9-день «Зу-ль-Хиджжа» они встают и стоят молитву «субх». Дождавшись восхода солнца, они отправляются на гору Арафат.
Именно так делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. То же самое должен делать паломник, следуя его установлениям и прося его благословления. Нет ничего страшного, если паломник выйдет в г.Мина после молитвы «аср» или «магриб». Айша, да будет доволен ею Аллах, вышла в г.Мина только после прошествия третьей ночи «Яум-ат-Тарвия».
7. Стояние на горе Арафат.
После восхода солнца паломник отправляется из г. Мина на гору Арафат, восклицая и повторяя по
дороге:«Вот я перед Тобой!» и «Аллах велик!» («Ла-байка, Аллахум Лабайка! Аллаху Акбар!»). «О Боже, я перед Тобой!»
Стояние на горе Арафат начинается с полудня 9-го «Зу-ль-Хйджжа», когда солнце находится в зените. Люди читают молитвы «зухр» и «аср», стоя за спиной имама, но можно и без него. Каждый молящийся просит себе милости у Аллаха, воздымая руки, как это делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Самым главным его призывом в тот день, когда он молился на горе Арафат, было: «Нет бога кроме Аллаха! Он один и нет Ему соперника! Ему принадлежит власть, и Ему принадлежит слава! В Его руке добро и Он всемогущ!»
Стояние на горе Арафат считается наиболее важным обрядом хаджа. Как сказал Пророк, мир ему: «Хадж - это молитва на горе Арафат.»
Молиться на горе Арафат можно в любом месте в пределах, которые очертили улемы. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял там возле скал. Поэтому желательно, чтобы паломник по мере возможности стоял как можно ближе к этому месту.
Когда солнце скрывается, все направляются в г. Маздальфу. Но нет ничего страшного, если кто-либо поспешит туда до захода солнца. Кто не закончил молитвы на горе Арафат до захода солнца, может продолжать их и после захода. Время стояния и молитв на горе Арафат, согласно мнению многих улемов, продолжается с середины этого дня и до зари дня жертвоприношения. Об этом говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто присутствовал на этой нашей молитве - т.е. молитве «фаджр» в день жертвоприношения - и стоял с нами до конца, а перед этим стоял на горе Арафат ночью или днем - тот завершил свой хадж.» Он говорил также, мир ему: «Хадж - это молитва на горе Арафат. Кто пришел в Маздальфу провести ночь перед днем жертвоприношения до зари, тот завершил хадж.» По достижении желаемого он сказал: «Ясно, что достаточно постоять на частичке земли горы Арафат хотя бы одно прекрасное мгновение.»
8. Проведение ночи в Маздальфе.
Когда паломники направляются в Маздальфу, они идут туда в молчании, не быстро, но и не медленно. Там они стоят молитву «магреб» и «а'аша», а если они пришли туда на заре, то стоят на рассвете молитву «субх».
Есть хадж, о котором рассказывают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как отстоял молитву «фаджр» в Маздальфе, сел на свою верблюдицу и поехал в сторону Мекки к заповедному памятнику. Там он повернулся в сторону Каабы и стоял до самого позднего рассвета. Когда взошло солнце, он покинул свою верблюдицу и снова с большим воодушевлением повернулся в сторону Каабы, восхваляя Аллаха и молясь. Аллах говорил в Коране:
«А когда вы двинетесь с Арафата, то поминайте Аллаха при заповедном памятнике. И поминайте Его, как Он вывел вас на прямой путь, хотя до этого вы были из заблуждающихся.» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» /«Корова»/, айят 198).
 Многие улемы считают, что нужно провести ночь в Маздальфе, чтобы очиститься от греха. Другие улемы считают, что не предписание, а сунна, и что именно на месте ночевки к паломнику приходит благодать, и он очищается от грехов.
Женщинам и больным Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешает не проводить ночь в Маздальфе.
9. Действия в день жертвоприношения  (в 10-й день «Зу-ль-Хйджжа»).
  • Бросание камней - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после того как выполнил все священные обряды и молитвы перед восходом солнца, утром дошел до места, где бросают камни. Он бросил семь камней один за другим, каждый раз восклицая: «Аллах велик!» и «Вот я перед Тобой!». Каждый камень размером с фасолину. Когда он закончил бросать, то замолчал, а затем воскликнул: «О Боже! Сделай мой хадж благочестивым, а грехи - прощенными!»
    На этом основании улемы говорят, что время бросания камней начинается утром в день жертвоприношения, потому что так делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и что нужно бросать их в период с утра и до вечера. Бросание камней до восхода солнца запрещено всем, кроме детей, больных и женщин.
  • Жертвоприношение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после бросания камней вернулся в г. Мина и принес в жертву 63 голов скота.
  • Бритье и стрижка волос. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побрил волосы в тот же день и сказал: «О Боже! Прости тех, кто побрился!» Ему сказали люди: «О Пророк! И тех, кто постригся». Пророк снова сказал: «О Боже! Прости тех, кто побрился!» И снова люди обратились к нему: « О Пророк, и тех, кто постригся.» Тогда он добавил: «И тех, кто постригся.» Поэтому улемы говорят, что бритье волос предпочтительнее стрижки для совершающего хадж. Что же касается паломника, совершающего умру, то для его благочестия и добродетели одинаковы и бритье, и стрижка. Выше говорилось о различиях между бритьем и стрижкой.
  • Обход Каабы в день жертвоприношения («Ифада»).
    Из рассказа Джабера стало известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направился к жертвеннику и принес жертву. Затем он сел на верблюдицу и направился в Мекку, где совершил обход Каабы и отстоял молитву «зухр». Улемы согласились, что этот обход Каабы является одной из основ хаджа,
    без которых хадж не засчитывается. Они согласились также, что «ифада» желательна в день жертвоприношений после бросания камней, бритья и принесения жертвы. Кто опоздал совершить этот обход Каабы в день жертвоприношения и сделал это в один из дней «ташрик» (11, 12 и 13-й дни «Зу-ль-Хиджжа») - ничего страшного в этом нет, и по общему согласию улемов на этом человеке нет крови жертвы. Также разрешается совершить «ифаду» после окончания дней «ташрик», если кто-то опоздал.
    Здесь нужно определить порядок этих четырех действий: бритье волос происходит до бросания камней, жертва закалывается также до бросания камней. Обход Каабы в день жертвоприношения совершается перед бросанием камней. Брить волосы нужно перед жертвоприношением. Спросили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нужно ли на самом деле совершать все эти действия в день жертвоприношения. Он ответил утвердительно. Абдалла Ибн А'амру рассказывал: «Я слышал, как Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили в тот день о том, что будет с человеком, если он забыл или не знал, в какой последовательности надо совершать все эти обряды и перепутал их? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Делайте, как умеете, и нет в этом греха.»
    Если паломник «карин» (совершающий хадж и умру) или «муфрад» (совершающий только хадж), то его хадж завершается обходом Каабы в день жертвоприношения («ифада»), и ему не обязательно совершать бег между холмами Сафа и Марва.
    Но если он, совершая умру, решил совершить и хадж, то после «ифады» он должен совершать бег между холмами Сафа и Марва.
    Во время «ифады» не следует торопиться и бежать. После того, как паломник побрил или постриг волосы, он получает разрешение на то, что ему было запрещено с момента вступления в Мекку, за исключением половых сношений. Но, когда он совершал «ифаду» и пробежал между холмами Сафа и Марва (если он был ««мутаматтиа», т.е. перевел умру в хадж), либо только совершил «ифаду» (будучи «карин» или «муфрад»), то ему разрешено все.

10. Возвращение в г. Мина для проведения ночи для остающихся бросать камни.
Айша, да будет ею доволен Аллах, говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Каабы в день жертвоприношения и отстоял молитву «зухр», после чего вернулся в Мину, где провел последние дни «ташрик», и кидал камни после захода солнца, каждый раз по семь камешков, восклицая: «Аллах велик!»
Во время первого и второго бросания он стоял и продолжал молиться Аллаху, а затем встал и бросил камни в третий раз, но не простоял, как делал в первый и второй раз.
Бросание камней происходит следующим образом:
первый раз - далеко, во второй - средне и в третий раз - близко. Улемы вывели из этого хаджа следующие суждения:

  • Паломники должны вернуться в г. Мина и провести там три ночи для последнего бросания камней. От этого они не освобождаются, за исключением имеющих уважительную причину.
  • Паломник каждый из трех дней бросает камни трижды, и каждый раз по семь камней. Бросая каждый камень, он восклицает: «Аллах велик!» Начинает с дальнего расстояния, во второй раз кидает на среднее расстояние. Оба первых раза он бросает камни стоя и молится Аллаху и просит у него милости и прощения. Затем в третий раз он бросает камни недалеко и не простоит после этого.
  • Бросание камней производится после захода солнца

Бросание камней это - символ бросания камней на Сатану, которого Авраам вывел из своего пути таким образом.

Прощальный обход Каабы.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Люди все повернулись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал им: «Никто не уходит до тех пор, пока не пройдут его последние часы в Каабе.» Поэтому необходимо совершать прощальный обход Каабы перед тем, как покинуть Мекку. Женщины во время месячных, которые совершили обход «ифада», прощальный обход не совершают.

Проблемы во время хаджа.

1. Аллах, да восславится он, дал разъяснения тому, кто намеревается, совершая умру, совершить еще и хадж: «Тому, кто переводит умру в хадж, надлежит сделать приношение по его силам. Но тот, кто не сможет найти приношение, должен поститься три дня во время хаджа и семь дней, когда вернется домой. И всего десять дней. Это касается тех, кто не живет вблизи Священной Мечети. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.» (Священный Коран, Сура «Аль-бакара» («Корова»), айят 196).
В этих словах содержатся следующие предписания:

  • Паломник должен сделать посильное приношение, самым крупным является верблюдица, средним - корова и самым меньшим - овца. Ибн Хазм говорил: «Паломник «мутаматтиа» должен сделать приношение только после того, как примет «ихрам» для совершения хаджа.»
    «... тому, кто пользуется посещением для хаджа, тому - то из жертвенных животных , что легко; а кто не найдет, то - пост три дня во время хаджа и семь, когда вернетесь; вот - десять полных Это - для тех, у кого семья не находится при запретной мечети. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах силен в наказании!» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» («Корова»), айят 196).
  • Если паломник «мутаматтиа» не может найти приношение, либо у него нет денег купить его, он должен соблюдать пост в течении трех дней хаджа, т.е. уже приняв «ихрам» и начиная с этого момента и вплоть до конца дня, во время которого он стоит и молится на горе Арафат. Но если он в эти дни не постился, то должен отложить обход Каабы «ифада» до окончания дней «ташрик». После этого паломник постится положенное время и затем совершает «ифаду».
    По возвращении домой после окончания хаджа паломник «мутаматтиа» должен поститься еще семь дней для завершения дневного поста в соответствии со следующими словами Аллаха:
    «Это - для тех, у кого семья не находится при запретной мечети. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах силен в наказании.» (Священный Коран, Сура «Бакара» («Корова»), айят 196).
  • Паломник «мутаматтиа», не имеющий семью вблизи Мекки и намеревающийся перевести умру в хадж, может сам избрать приношение или соблюдение поста. Имеющий семью в Мекке, может не делать такого выбора, что основано на следующих словах Аллаха: «Это касается тех, кто не живет вблизи Священной Мечети. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах силен в наказании.»

2. Если паломник, вступив на Священную Землю и приняв «ихрам», столкнется с чем-либо, что помешает ему завершить обряд хаджа, то он должен руководствоваться словами Аллаха: «Тому, кто пользуется посещением для хаджа, тому - то из жертвенных животных», т.е. он должен принести жертвоприношения, выйти из «ихрама» и вернуться домой.
Одной из таких помех может быть враг. Утверждают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выехал из Медины своими спутниками, направляясь в Мекку с умрой. С собой он вез приношение. Но путь ему преградили неверные и не позволили ему вступить в Мекку. Он остановился в г. Худайбийя и когда убедился в упорстве неверных воспрепятствовать ему, он заколол животное, приготовленное для жертвоприношения, освободил себя от «ихрама» и обрил свою голову.
Затем он делал то, что ему не позволялось под действием «ихрама». Его соратники последовали примеру Пророка, после чего они с ним вернулись в Медину.
Могут быть также и другие помехи и препятствия: неожиданный перелом или вывих, либо болезнь. Имам Ахмед и четверо суннатов (Абу Дауд, Аль-Термези, Аль-Нисаий и Абу Маджа) рассказывали об одном паломнике по имени Бен А'амру, который, в свою очередь, говорил, что слышал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто сломал или вывихнул ногу может отложить свой хадж и совершить его в другой раз.» То есть, такой паломник освобождается от «ихрама» из-за перелома или вывиха ноги, но после того, как сделал посильное для него приношение. Однако он должен довести до конца свой хадж в следующем году, если будет в состоянии. Если нет, то хадж остается за ним в будущем.
Улемы упоминают и другие препятствия - такие как возможность сбиться с пути, нехватка денег, заключение в тюрьму, задержка судна в море. Ибн Хазм добавлял: «Или еще что-либо». А также то, что содержится в айятах и может быть истолковано по своему, как помеха или препятствие.
3. Если кто-либо имеет потребность во время хаджа и будучи в «ихраме» обрить голову по причине головных болей или какой-либо другой болезни, то он может это сделать. Однако он должен выполнить предписание Аллаха, да прославится Он:

«И не брейте своих голов, пока не дойдет жертва до своего места. А если кто из вас болен или у него страдание в голове, то - выкуп постом, или милостынею, или жертвой.» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» («Корова»), айят 196).

В этом священном айяте опущены слова: « Но если кто из вас немощен или страдает недугом головы - пусть побреет голову свою, тому во искупление следует соблюдать пост...» и так далее.
Этот айят четко разъясняет все, что касается искупления и что паломник имеет возможность выбрать то, что он захочет: соблюдение поста, либо раздача милостыни, либо принесение жертвы.
Соблюдение поста: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что пост должен длиться три дня.
Принесение жертвы: Смысл этого предписания заключается в закалывании овцы и раздачи ее мяса в качестве милостыни бедным.
Раздача милостыни: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил, что это означает накормить шестерых различных бедняков, причем каждому из них нужно дать половину саа (Саа - мера сыпучих тел)  фиников и любой другой еды. То есть должно быть роздано на шестерых бедняков всего не менее трех саа фиников.
Здесь необходимо пояснить, почему выше были выделены слова из упомянутого айята о бритье головы. Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Ка'абы Бен Фаджара, который намеревался отправиться в Мекку. По его лицу ползли вши. Пророк, мир ему, спросил его: «Тебя беспокоит боль в голове?» Ка'аб ответил: «Да». Тогда Пророк сказал ему : « Побрей голову, постись три дня, либо накорми шестерых бедняков, либо принеси жертву.»
Имеются сведения, что Пророк сказал Ка'абу: «Побрей голову, затем принеси в жертву овцу, либо постись три дня, либо раздай три саа фиников шестерым беднякам.» Есть также сведения, что он говорил так: «Либо накорми шестерых бедняков, раздав каждому по пол саа пищи.»
4. Если кто-либо во время «ихрама» вынужден был одеть пошитую одежду - из-за плохого самочувствия, боязни простудиться от холода или укрываясь от жары - тот должен во искупление сделать то же самое, что и человек, страдающий недугом головы, т.е. поститься, раздать милостыню или принести жертву.
5. Вода колодца Замзам благословенна, и ее желательно пить до полного утоления жажды, и пока пьешь ее, проси у Аллаха, что тебе нужно.

Посещение Мечети Пророка.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Рекомендую посещение трех мечетей - Священной Мечети (неприкосновенной мечети в Мекке), этой моей Мечети и Аль-Акса (отдаленнейшей мечети в Иерусалиме)». Когда паломник завершил свой хадж или умру в Священной Мечети, то награда его удвоится, если он посетит Мечеть Пророка в Медине.
Перед вступлением в эту Святую Мечеть он должен подготовиться и укрепить свою совесть и веру, вспоминая то, что говорится в указаниях Пророка, в откровениях айятов. Он должен вспомнить то, что продиктовано Пророку свыше, его задачи по подготовке армий и легионов верующих. Все это паломник должен уяснить, оценить своим разумом некоторые поучительные истории из яркой жизни Пророка, в которой эта славная Мечеть служила центром, откуда исходили его указания и сияли лучи его светоча.
Если паломник полностью представил себе эти великие картины и священные образы, всем своим существом прочувствовал их и проникся величием этого столпа, этой опоры Аллаха - Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он должен вступить в Мечеть в глубоком молчании и спокойствий, ибо не подобает поднимать свой голос выше голоса Пророка.
Посетителю следует преклонить колени и помолиться в знак приветствия Мечети и этого прибежища чести.
С благоговением и смирением он должен направиться к могиле Пророка и поприветствовать его, да благословит его Аллах и приветствует, такими словами: «Мир тебе, о Посланник Аллаха! Свидетельствую, что ты раб Его!» Затем паломник может добавить то приветствие Пророку, которое он приготовил.
Желательно, чтобы посетитель немного повернулся направо и поприветствовал Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Затем надо поприветствовать и Омара Ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
И для него будет большим благом воспользоваться случаем пребывания в Медине и увеличить число своих молитв и поклонов Аллаху в Мечети Пророка, в благородном месте («раваде»).

Слава Аллаху во веки веков!


©Татарстан Җөмһүрияте Мөселманнарының
  Диния Нәзарәте, 2002
 
Сайт создан в компании
«Экспресс-Интернет», 2002.
Работает под управлением
Express-Web.